28 мар. 2013 г.

Великое соперничество в Азии ("The Wall Street Journal", США)

army.lv
Китайские государственные СМИ сообщили на этой неделе о покупке 24 самых современных российских истребителей, Су-35. Это подавалось как кульминация визита нового китайского лидера Си Цзиньпина  в Москву на прошлой неделе. Однако, в этом заявлении есть что-то странное. Сделка, как предполагается, была заключена еще до встречи, однако в Москве о ней ничего не сказали. И даже сейчас российское правительство молчит по этому вопросу, а некоторые СМИ отрицают наличие договоренности. Эта неопределенность является сигналом о том, что российско-китайские отношения не являются настолько теплыми, как это демонстрируют «медвежьи объятия».
Визит в Москву стал первым зарубежным вояжем господина Си. Так же поступил и его предшественник Ху Цзиньтао десять лет назад. Тогда он и принимающая сторона заявили, что встреча превзошла их ожидания. Совершенно верно то, что у двух стран есть общие интересы – это снижение влияния США на приграничных территориях, а также обсуждение идеи «многополярного мира».  Господин Си даже вскинул брови, описывая отношения между Россией и Китаем как «самые важные в мире, а также самые лучшие между крупными державами».

Однако за словами о стратегическом партнерстве скрывается соперничество двух стран по вопросу влияния в Центральной и Восточной Азии. Россия – это великая держава, отрицающая свой закат и относительную силу Китая. Бывшая «старшим братом» КНР на протяжении десятилетий и внушившая Мао Цзэдуну страх, направивший его прямиком «в руки» США, Москва теперь беспокоится о том, что богатые ресурсы ее недостаточно населенного Дальнего Востока в конечном итоге перейдут к Китаю.

Сделка по истребителям Су-35 прекрасно демонстрирует отсутствие доверия между двумя странами. У России все еще есть военные технологии, которые Китай хотел бы получить, однако за прошедшее десятилетие она не продала своему соседу ни одного крупного военного комплекса. Это частично объясняется невыполненными обещаниями Пекина о том, что технологии не будут скопированы. Военные заводы в Шэньяне производят различные версии Су-27 и его преемников, включая истребитель J-15, который сейчас проходит испытания на борту первого китайского авианосца.



Когда в прошлом году стало известно о переговорах по поводу Су-35, Москва настояла на покупке 48 самолетов, хотя Пекин желал приобрести всего лишь четыре. Если сообщения, поступившие на этой неделе, верны, страны договорились о «середине», согласившись на 24 истребителя. Этот заказ России необходим, чтобы продолжать производство, пока новые самолеты-«невидимки» еще находятся в производстве. Ключевые потенциальные клиенты в Сирии, Ливии и Венесуэле уже стали историей.

Одной из причин того, что сделка все же состоялась, может быть тот факт, что Китай больше не желает копировать Су-35. Он создает собственные самолеты-невидимки, такие, как J-20, находящийся сейчас на стадии разработки. Су-35 – это что-то вроде временной меры, призванной усилить китайские войска до ввода этих истребителей в эксплуатацию.

Другая причина полагать, что сделка по Су-35 менее важна, чем кажется, касается Индии. Ей Россия представляет упрощенный доступ к своим технологиям, предпочитая эту страну Пекину, однако Индии не хватает таких сложных самолетов, как Су-35. Но поскольку Индия и Россия сейчас вместе разрабатывают новое поколение истребителей-невидимок, что является знаком взаимного доверия, Дели может потерпеть это временное неудобство.

Самой важной деталью в соглашении может являться то, сколько дополнительных двигателей россияне согласились продать Китаю. Производство и дизайн высококачественных реактивных двигателей – это ключевая технология, в которой Китай еще не преуспел, и  ходят слухи, что Пекин хочет использовать двигатели от Су-35 для своих своих «невидимок». Остается вопросом то, сколько  еще продлится этот технологический разрыв, однако Россия попытается извлечь из ситуации максимальную выгоду.

У Москвы еще есть определенное влияние на Пекин в вопросе энергии. Она согласилась вдвое увеличить поставки нефти, что снизит зависимость Китая от Ближнего Востока.  Морские пути через Индийский океан и Малаккский пролив могут быть заблокированы Америкой в случае конфликта – поэтому Пекин и желает заплатить «авансом» посредством кредитов.
 

Однако даже в сфере энергоресурсов влияние России снижается. Переговоры по экспорту природного газа все еще не сходят с мертвой точки из-за цены, что неудивительно, учитывая эффект сланцевой революции на мировом рынке. Китай, возможно, и желает диверсифицировать свои источники энергии, но страна явно не будет испытывать угрызений совести по поводу «сталкивания» Газпрома с другими поставщиками.

Из-за возобновленного интереса США к Азии Москва и Пекин хотят показать, что их отношения сейчас крепки, как никогда. Однако за этим фасадом скрывается соперничество, которое будет лишь усиливаться с подъемом Китая. Однажды это может привести преемников Владимира Путина к ситуации Мао Цзэдуна, заставив их искать пути сближения с США, чтобы противостоять угрозе со стороны более могущественного соседа.


Оригинал публикации: Asia's Great Rivalry
Опубликовано: 27/03/2013 20:59

Комментариев нет:

В 2016 импорт пиломатериалов в Китай вырос на 21%

По данным Международной организации по тропической древесине (ITTO) совокупный объем импорта пиломатериалов в Китай в 2016 г. вырос на 21...