В
голландском Маастрихте продолжается ярмарка искусства TEFAF. Более
трети участвующих в ней галерей уже отчитались о покупках, сделанных в
том числе и русскими коллекционерами. Однако самые большие надежды TEFAF
все же возлагает на китайцев. С подробностями — ТАТЬЯНА МАРКИНА.
Ярмарка удалась. Все участники однозначно
указывают на высокий уровень представленного на ней искусства и высокий
на него спрос, невзирая на очень высокие цены. Все актуальные тренды на
рынке искусства TEFAF иллюстрирует идеально — не зря владельцы ярмарки,
группа антикваров, в последние несколько лет заказывают лучшим
специалистам исследования рынка.
Согласно этим исследованиям, объем рынка
искусства достиг в прошлом году €43 млрд, что на 7% меньше, чем в
предыдущем. €22 млрд из них продают частные дилеры (остальное —
аукционы), и 36% дилерских продаж приходится на ярмарки — как раз такие,
как TEFAF. Участвовать в ней выгодно для дилеров, и они готовятся к
ярмарке изо всех сил. На рынке наблюдается все более сильная поляризация
— искусство высоких цен все сильнее отрывается от основной массы, а
"десятки" самых востребованных художников в разных секторах рынка
формируются все более четко. TEFAF в целом — это ярмарка самого высокого
класса, поэтому тут представлены самые вожделенные имена из списков
желаний коллекционеров (или скорее инвесторов). Самым успешным разделом
искусства остается современное: оно занимает 43% рынка искусства — и вот
TEFAF, ярмарка старых мастеров, призывает самых важных современных
художников и галеристов.
Рынок китайского искусства, поразивший всех в
последние несколько лет невиданным ростом, согласно исследованиям
TEFAF, сдулся до 25% мирового, США вернули себе лидирующее положение
(33%). Вернувшиеся к доступным пониманию размерам китайский рынок и
китайское искусство еще сильнее стали привлекать западных продавцов. На
VIP-открытие ярмарки были специально приглашены 100 крупнейших китайских
коллекционеров; количество галерей, продающих старый китайский фарфор,
бронзу и традиционную живопись, на TEFAF возросло. И самый решительный
шаг — организаторы ярмарки объявили, что готовы к экспансии в Китай, и
анонсировали "TEFAF Пекин-2014", причем в сотрудничестве с Sotheby`s,
уже зарегистрировавшем в Пекине свое совместное предприятие. Невиданно —
заклятые враги, частные дилеры и антикварный дом, готовы забыть о
взаимных обвинениях в погоне за новым куском пирога — китайскими
покупателями, которые, видимо, исчерпали запасы китайского искусства
внутри страны (отчасти поэтому объем рынка и сократился).
О русских покупателях TEFAF тоже не забывает;
хотя в исследовании Art Market Report Россия упоминается только в
контексте рекордного роста числа богатых граждан, потенциально способных
покупать искусство. Их ждут на многих стендах ярмарки, где припасены
русскоговорящие менеджеры. Русские коллекционеры уже купили гравюру
Иеронима Босха; книжку "Царская охота на Руси"; настенные панели из
золоченой кожи XVII века и серебряный кубок бельгийского короля
Леопольда I. Показательно, что русского искусства для них специально
никто не припасает.
Русское искусство уровня шедевров в эти дни
можно увидеть не на ярмарке, а в музее города Маастрихт: тут открылась
выставка "Великие изменения. Революция в русской живописи 1895-1917
годов", картины для которой в Русском музее и Третьяковской галерее
отбирал голландский куратор Шенг Схейен. Выставка получилась очень
интересная — свободный от бремени советского, а потом постсоветского
искусствознания Шенг Схейен составил зрительный ряд: с одной стороны,
рассудительный, а с другой — драматичный, соединив полотна обязательные
(на наш взгляд), как "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского" Ильи
Машкова с гирями и скрипкой или "Крестьян" Натальи Гончаровой, с совсем
вроде бы необязательными, как абстрактные штудии раковин Михаила Врубеля
и фигуративные символистские эскизы к фрескам Казимира Малевича.
Приятно, когда к русскому искусству продолжают относиться не со стороны
кошелька.
Комментариев нет:
Отправить комментарий