По мере того как США уходят с Ближнего
Востока и из Северной Африки, там начинают обосновываться Китай,
Бразилия и Индия. Появление в Средиземном море кораблей ВМС этих стран
пока имеет эпизодический характер, но их экономическое и политическое
влияние в регионе уже начинает ощущаться.
Наиболее заметно в Средиземноморском регионе
присутствие Китая. Его политическое влияние проявляется в первую очередь
в позиции, которую он, как постоянный член Совбеза ООН, занимает по
принципиальным вопросам региональной безопасности (например, по
ливийской и сирийской проблемам). Но главная роль Китая в регионе
экономическая.
Крупнейшими партнерами КНР до событий "арабской весны" были Ливия, Израиль и Египет. В ливийские инфраструктурные проекты (железные и автомобильные дороги, мосты, телекоммуникации, нефтяные и газовые объекты) китайские компании инвестировали $18 млрд. В 2011 году после начала гражданской войны все проекты были остановлены, объекты и оборудование частично разрушены, разграблены и экспроприированы, а 35 тыс. работавших на них китайских граждан срочно покинули страну (в ходе масштабной операции по их эвакуации участвовали даже китайские боевые корабли). Объем торговли с Израилем к 2011 году превышал $10 млрд, с Египтом достигал $9 млрд. Китайский нефтяной импорт из района Средиземного моря относительно невелик и несопоставим с масштабами импорта из Персидского залива или из Анголы. Например, объем закупок нефти в Ливии до 2011 года составлял лишь 3% от китайского нефтяного импорта. В ближайшие годы влияние КНР в регионе может резко усилиться, поскольку ожидается растущий спрос в средиземноморских странах Ближнего Востока и Северной Африки на китайские инвестиции в связи со снижением активности западных инвесторов.
Относительно новым игроком в Средиземноморье является Бразилия. Ее приход сюда обусловлен прежде всего политическими причинами — стремлением продемонстрировать растущую роль Бразилии в глобальной политике. Иллюстрацией этого являются настойчивое стремление Бразилии предлагать свои услуги в качестве посредника в урегулировании палестино-израильского конфликта, а также совместные с Турцией инициативы в урегулировании иранской ядерной проблемы. Базой для этих усилий является поддержание Бразилией ровных отношений со всеми крупнейшими странами региона, в том числе с Израилем и Ираном, а также исторически прочные связи с арабскими странами (в Бразилии проживает от 10 млн до 12 млн выходцев из арабских стран и их потомков). Быстро растут экономические связи Бразилии со странами региона. Торговля с арабскими странами в 2011 году достигла $25 млрд, а с Израилем — $1,4 млрд, причем в отношениях с Израилем особое место занимает сотрудничество в сфере вооружений и оборонных технологий. Бразилия, в частности, планирует закупки израильских беспилотных летательных аппаратов. Особенно перспективным является растущее сотрудничество Бразилии с ключевой страной Магриба — Марокко в свете их общего интереса к повышению глобальной роли Южной Атлантики.
Крупнейшими партнерами КНР до событий "арабской весны" были Ливия, Израиль и Египет. В ливийские инфраструктурные проекты (железные и автомобильные дороги, мосты, телекоммуникации, нефтяные и газовые объекты) китайские компании инвестировали $18 млрд. В 2011 году после начала гражданской войны все проекты были остановлены, объекты и оборудование частично разрушены, разграблены и экспроприированы, а 35 тыс. работавших на них китайских граждан срочно покинули страну (в ходе масштабной операции по их эвакуации участвовали даже китайские боевые корабли). Объем торговли с Израилем к 2011 году превышал $10 млрд, с Египтом достигал $9 млрд. Китайский нефтяной импорт из района Средиземного моря относительно невелик и несопоставим с масштабами импорта из Персидского залива или из Анголы. Например, объем закупок нефти в Ливии до 2011 года составлял лишь 3% от китайского нефтяного импорта. В ближайшие годы влияние КНР в регионе может резко усилиться, поскольку ожидается растущий спрос в средиземноморских странах Ближнего Востока и Северной Африки на китайские инвестиции в связи со снижением активности западных инвесторов.
Относительно новым игроком в Средиземноморье является Бразилия. Ее приход сюда обусловлен прежде всего политическими причинами — стремлением продемонстрировать растущую роль Бразилии в глобальной политике. Иллюстрацией этого являются настойчивое стремление Бразилии предлагать свои услуги в качестве посредника в урегулировании палестино-израильского конфликта, а также совместные с Турцией инициативы в урегулировании иранской ядерной проблемы. Базой для этих усилий является поддержание Бразилией ровных отношений со всеми крупнейшими странами региона, в том числе с Израилем и Ираном, а также исторически прочные связи с арабскими странами (в Бразилии проживает от 10 млн до 12 млн выходцев из арабских стран и их потомков). Быстро растут экономические связи Бразилии со странами региона. Торговля с арабскими странами в 2011 году достигла $25 млрд, а с Израилем — $1,4 млрд, причем в отношениях с Израилем особое место занимает сотрудничество в сфере вооружений и оборонных технологий. Бразилия, в частности, планирует закупки израильских беспилотных летательных аппаратов. Особенно перспективным является растущее сотрудничество Бразилии с ключевой страной Магриба — Марокко в свете их общего интереса к повышению глобальной роли Южной Атлантики.
Журнал "Коммерсантъ Власть", №11 (1016), 25.03.2013
Комментариев нет:
Отправить комментарий