12 сент. 2012 г.

Для чего Владивостоку на самом деле был нужен саммит АТЭС

Перед угрозой потери своего Дальнего Востока через одно-два поколения Россия пытается укрепить его за счет международного сотрудничества. Остров Русский стал местом проведения крупного международного саммита. Ближайшее будущее покажет, оказался саммит стартером развития региона или запоздалым помпезным актом нашего былого великодержавия.


По пути на саммит АТЭС президент Путин заехал в Салехард, где поучаствовал в нашумевшей акции «Полет надежды», возглавив на дельтаплане стаю стерхов. При всей эксцентричности для западного сознания эта метафора хорошо понятна в странах Азии. В каком-то смысле она даже ключевая для их экономик.
Серия «экономических чудес», сделавшая Азиатско-Тихоокеанский регион тем, чем он является сегодня (57% валового мирового продукта и 48% мировой торговли), состоялась как раз в рамках концепции «журавлиного клина»: Япония, первой в регионе построив развитую экономику, с помощью инвестиций и перевода производств потянула за собой четырех «азиатских тигров», а те в свою очередь — другие страны региона, от Китая до Филиппин и Вьетнама.
Сам Путин, комментируя свое предводительство стаей стерхов, сказал, что «не все журавли полетели сразу, не полетели только слабые журавли». И пусть это высказывание скорее с ярко выраженным внутриполитическим подтекстом, но применимо оно и к саммиту АТЭС. Ключевая разница в том, что сейчас именно России предстоит либо подняться вслед за лидером, или уже навсегда оказаться аутсайдером Азиатско-Тихоокеанского региона.
А ведь так было не всегда. 150 лет назад Россия научила Японию строить корабли дальнего плавания, 100 лет назад познакомила Корею с фотоаппаратом, а Китаю открыла путь к массовому железнодорожному строительству. 50 лет назад дала тому же Китаю космическую и ядерную программы.
Теперь же ситуация обратная. Доля Японии на мировом рынке судостроения больше, чем доля Россия на своем собственном. Российский потребительский рынок завален корейской фото- и видеотехникой, а Китай обошел нас по протяженности железнодорожных путей.
Пока Россия не производит впечатления сильного участника стаи, способного подняться за лидером. Впрочем, Япония, Южная Корея и Китай когда-то тоже не производили такого впечатления.
Подготовку к саммиту сильно критиковали за небывалые траты — более 20 млрд долларов. Это больше, чем потрачено на все предыдущие саммиты АТЭС вместе взятые. Но при всех традиционных вопросах к эффективности сделанных вложений очевидно и другое. Это, безусловно, крупнейшая со времен распада СССР и утраты серьезных позиций в регионе попытка вдохнуть жизнь в депрессивный Дальний Восток.
Все предыдущие программы развития Дальнего Востока полностью провалены. А в рамках этой, формально заточенной под недельный саммит, были построены 150 км автодорог, газопровод с Сахалина длиной в 1800 км, два крупнейших вантовых моста, новые причалы морского порта и судоверфи, современный мусороперерабатывающий завод, новые очистные сооружения. Радикально перестроен и расширен аэропорт. Построены или достраиваются концертно-спортивный комплекс, театр оперы и балета, крупный высокотехнологичный медицинский центр, отремонтирован исторический центр.
Все это, конечно, не поставит Владивосток в один ряд с Токио, Шанхаем и Сингапуром. Однако это первый за десятилетия реальный шаг в этом направлении. Даст ли он импульс дальнейшему относительно ритмическому развитию, или следующего шага придется ждать еще двадцать лет, станет понятно уже скоро.
Павел Бурмистров
Отправить комментарий

В 2016 импорт пиломатериалов в Китай вырос на 21%

По данным Международной организации по тропической древесине (ITTO) совокупный объем импорта пиломатериалов в Китай в 2016 г. вырос на 21...