В российской электронной коммерции появился новый сегмент, который может
ослабить позиции нынешних лидеров. Многие владельцы небольших
интернет-магазинов превратились в посредников китайских
онлайн-ритейлеров, поэтому не платят таможенные пошлины и выигрывают за
счет более низких цен.
Объясняя причину традиционного новогоднего
коллапса, "Почта России" нашла крайнего: якобы в преддверии праздника
россияне заказали так много товаров в китайских интернет-магазинах, что
почта Китая едва справлялась с валом отправлений.
"Почта России" подсчитала, что в 2012 году
приняла из-за рубежа около 15 млн мелких пакетов — в два раза больше,
чем годом ранее. Обычно в таких пакетах весом до 2 кг находятся гаджеты
и одежда. По оценке "Почты России", 70% этих посылок — заказы из
интернет-магазинов, и свыше 40% приходят именно из Китая.
Президент Национальной ассоциации
дистанционной торговли Александр Иванов не верит оправданиям "Почты
России": "Коллапс на почте Китая, которая ежегодно отправляет более
5 млрд посылок,— это вообще смешно". Тем не менее статистика почтовой
службы отражает важный тренд, от которого отечественным
онлайн-ритейлерам может стать совсем не весело. В Китае расположено
огромное количество производств, поэтому россияне покупают там все
больше — и в интернет-магазинах, и напрямую у производителей.
Осенью прошлого года гендиректор KupiVIP.ru
Оскар Хартманн открыто заявил о необходимости поддержки российской
e-commerce. Российские компании, торгующие импортным товаром, вынуждены
платить таможенные пошлины. Между тем посылки стоимостью до 1 тыс. евро
таможенной пошлиной не облагаются. В итоге покупки в зарубежных
интернет-магазинах обходятся россиянам дешевле, чем в отечественных.
Хартманн предложил обнулить пошлину на всю импортируемую одежду, чтобы
все участники рынка находились в равных условиях.
Пока одни российские бизнесмены думают, как
конкурировать с зарубежными интернет-магазинами, другие зарабатывают на
них. В 2010 году крупнейший китайский интернет-магазин Taobao.com, чей
ассортимент насчитывает более 800 млн позиций, создал программу Taobao
Open Platform, которая позволяет независимым предпринимателям в короткие
сроки создать витрину китайского сайта и продавать его товары через
свою площадку.
Первым партнером Taobao в России стал сайт
RuTaobao.com, созданный весной 2010 года Сергеем Синюгиным, Алексеем
Нетрусовым и Анастасией Ковалевой. Бизнес-модель была проста:
пользователи выбирали товар в русскоязычном каталоге (это принципиально
важно, так как у Taobao.com нет даже англоязычной версии) и переводили
деньги на счет интернет-магазина. После этого представители RuTaobao.com
в Китае получали товар от продавца, проверяли его качество и отправляли
заказ в Россию. По наблюдениям участников рынка, наценка RuTaobao.com
на товары достигает 50% без учета стоимости доставки в Россию. Особенно
сервис оказался популярен в провинциальных городах. "В небольшом
российском районном центре нет многих товаров — их можно купить только
в Китае через интернет",— поясняет представитель RuTaobao.com Юлия
Попова. По ее словам, более 80% клиентов сервиса живут в регионах
России.
RuTaobao.com по-прежнему остается крупнейшим
игроком в сегменте российско-китайской электронной коммерции. Его
выручка в 2012 году выросла на 130%, до $35 млн. Но сегодня он работает
на весьма конкурентном поле и теряет долю рынка. Основатели RuTaobao.com
разошлись. Синюгин продолжил развивать прежний проект, а Нетрусов
и Ковалева в 2012 году запустили его аналог — Vivatao.com. За последние
полгода на рынке посредников между российскими покупателями и китайскими
продавцами наблюдается настоящий бум.
С лета 2012 года Роман Кошелев, создатель
платформы Opentao, подключил к каталогу Taobao.com 150 сайтов, 120 из
них на русском языке. По оценке бизнесмена, общее число русскоязычных
сайтов — посредников китайского гиганта перевалило за 1 тыс. Услугами
Кошелева пользуются две категории предпринимателей. Во-первых, это люди,
которые живут в Китае, на форумах собирают заказы россиян, покупают
товары на Taobao.com и переправляют в Россию. Теперь эти посредники
решили сделать "цивилизованный" сервис. Во-вторых, это бизнесмены,
у которых есть онлайн-магазины в России. "У некоторых из них дела идут
плохо, и они переключаются на обслуживание Taobao.com",— рассказывает
Кошелев.
Интрига в том, что вал посылок из Китая может
ухудшить положение даже тех российских интернет-магазинов, которые
сегодня чувствуют себя хорошо.
20 раз. На столько выросло
количество платежей в адрес зарубежных интернет-магазинов в 2012 году в
системе "Яндекс.Деньги", сообщила Ассоциация компаний интернет-торговли.
Большая часть этих магазинов — китайские. Средняя стоимость покупки в
зарубежных интернет-магазинах, по данным "Яндекс.Деньги", составила 2,7
тыс. руб., в российских — 3,5 тыс. руб.
Комментариев нет:
Отправить комментарий