Фото: Barry Huang / Reuters |
Китайцы скупают чистый воздух в консервных
банках. За несколько дней продано около 8 млн таких контейнеров.
Торговцем воздуха стал местный миллионер Чэнь Гуанбяо. Всего за 80
центов он продает несколько глотков с разными вкусами: от "Нетронутого
Тибета" до "Постиндустриального Тайваня". Подробности — у Светланы
Беловой.
Пекин задыхается от смога. Содержание в
воздухе вредных веществ в 40 раз превышает допустимый лимит. По данным
"Гринписа", только в прошлом году в столице КНР из-за смога скончались
8,5 тыс. человек. Дымовая завеса в городе — явление не редкое, но этой
зимой ситуация близка к катастрофе, признается житель Пекина,
корреспондент агентства ИТАР-ТАСС Андрей Кириллов.
"Пекин находится в неблагоприятной
географической ситуации. Тут с одной стороны горы, с другой стороны
равнина. Если потоки воздуха упираются в горы, то в городе воздух
застаивается. И на улице, если находишься полчаса, уже начинаешь
чувствовать — горло першит и глаза краснеют, слезятся, насморк
усиливается", — рассказывает Кириллов.
На загрязненном воздухе Пекин ежегодно теряет
от $20 млрд до 40 млрд. Основная часть этой суммы приходится на
приостановку заводов и оплату кислородных баллонов и лекарств.
Неблагополучная экология стала, с одной стороны, бедой китайцев, а с
другой — бизнесом на чистых биотоварах.
Самый расхожий материал — защитная маска на
лицо, она уже стала неотъемлемым аксессуаром для каждого жителя
китайского мегаполиса. Маски теперь подбирают, как перчатки или шарф,
под цвет гардероба. Рынок быстро среагировал и выбросил на прилавки
различные модификации: зимние маски — с мехом, разовые — для
тинейджеров, строгие черные — для полицейских.
Дышать чистым воздухом в Пекине — роскошь,
которую могу себе позволить немногие. Очистительные домашние системы —
это не только дорого, но и модно. В Россию мода на экологию пока не
дошла. Чистый воздух был востребован в Москве только в экстремальное
лето 2010 года, припомнил директор компании "Лагуна Юникс", которая
торгует очистителями воздуха, Олег Наваров.
"Когда смог был в Москве, у нас была ситуация
— по штуке в одни руки. И люди стояли около офиса в очереди, чтобы
только получить прибор. Полегче стало, поток спал", — сообщил он.
В России уже можно купить и чистый воздух, и
воду, органическую одежду и биокосметику, но спрос на "зеленые" товары
почти нулевой, и в основном это — продукты. Главная причина
непопулярности экотоваров — высокая цена. Простые салфетки для уборки
квартиры, например, стоят около 1 тыс. руб., банный халат — 4,5 тыс., 1
кг чистой гречки обойдется почти в 400 руб., литр молока — 180, а кусок
говядины — 1,3 тыс. Почему так дорого, пояснил управляющий компании "Еда
из деревни" Борис Авдонин.
"Даже если вы спросите у фермера, по какой
цене он сможет продать свою курочку, она будет стоить у него дороже во
дворе, нежели чем в любом супермаркете. Потому что, во-первых,
натуральные корма стоят намного дороже, нежели чем искусственные
синтетические. Второй момент — это срок выращивания продукции. Если
курочка растет на птицефабрике 22 дня, то фермеру такую курочку нужно
выращивать, как минимум, три месяца", — сказал он.
В России на биотовары приходится всего 0,5%
рынка, а в США или Европе — порядка 7%. Даже на Украине площадь
органических сельхозугодий составляет 270 тыс. га, а в России — только 3
тыс. га. Специалисты говорят о гигантском потенциале роста этого
сегмента, но пока биотовары приносят российским продавцам всего
несколько сот тысяч долларов, а в странах ЕС, например, объем рынка —
$11 млрд.Коммерсант
Комментариев нет:
Отправить комментарий