В преддверии визита будущего председателя
КНР Си Цзиньпина правительство РФ поддержало планы "Роснефти" по росту
поставок нефти в Китай минимум на 9 млн т. Пока планы развития
нефтепровода ВСТО дают возможность увеличить поставки всего на
1,5-2 млн т. Но, как стало известно "Ъ", уже с 2014 года "Роснефть"
может с помощью своп-операций экспортировать в Китай дополнительно
7 млн т нефти через Казахстан. В целом же поставки российской нефти в
КНР должны удвоиться, превысив 30 млн т.
Вчера в Пекине состоялось заседание
председателей российско-китайской комиссии по сотрудничеству в
энергетической сфере. Со стороны Китая ее возглавляет вице-премьер
Госсовета Ван Цишань, от России — вице-премьер Аркадий Дворкович. По
итогам обсуждения представитель господина Дворковича сообщил, что
"Роснефть" может поставлять в Китай дополнительно 9 млн т нефти в год.
Речь идет о сырье для реализации проекта Тяньцзиньского НПЗ. "Пока
конкретные параметры не определены, но в любом случае поставки должны
быть достаточными для реализации проекта НПЗ — это около 9 млн т,
китайская сторона заинтересована в еще большем расширении поставок",—
процитировал представитель слова Аркадия Дворковича, добавив, что
"конкретные контрактные соглашения могут быть заключены в ближайшие
несколько месяцев" (на конец марта запланирован визит в Россию Си
Цзиньпина, который должен стать председателем КНР).
О планах "Роснефти" по увеличению поставок
нефти в Китай стало известно в начале января. "Интерфакс" со ссылкой на
источники сообщал, что речь идет о дополнительных 10 млн т в год, в
качестве одного из возможных маршрутов рассматривалась возможность
использования казахского трубопровода до Китая Атасу—Алашанькоу. Сейчас
"Роснефть" вместе с "Транснефтью" поставляет в Китай 15 млн т нефти в
год.
Соглашение об этом было заключено в 2010
году, по нему до 2030 года должно быть экспортировано 300 млн т
российской нефти. Ее стоимость определялась по специальной формуле,
которую стороны рассчитали по-разному. В результате в 2011 году CNPC
стала недоплачивать за российскую нефть. К концу года сторонам удалось
согласовать новые условия: Китай получил от "Роснефти" и "Транснефти"
страновую скидку — $1,5 с барреля. В 2010 году "Роснефть" также
договорилась о строительстве НПЗ в Тяньцзине. Его мощность оценивается в
13 млн т, из которых 9 млн т — российское сырье; инвестиции в проект —
$5 млрд. В НПЗ у российской компании будет 49%. Россия передала Китаю
проект межправсоглашения по НПЗ в начале декабря.
Почву для вчерашних заявлений Аркадия
Дворковича о росте экспорта подготовил глава "Роснефти" Игорь Сечин,
который посетил Китай в середине февраля. Тогда госкомпания подписала
меморандум с Sinopec об увеличении поставок нефти, но подробности не
раскрывались. В "Роснефти" тогда лишь говорили, что "принципиальные
договоренности об увеличении поставок достигнуты, подписаны документы,
позволяющие начинать предметные переговоры".
По словам источников "Ъ", близких к
переговорам, поставки дополнительных 9 млн т предполагается вести по
трубопроводу ВСТО до порта Козьмино. Но, уточняет один из собеседников
"Ъ", "на текущий момент "Транснефть" может в срочном порядке увеличить
объем прокачки максимум на 1,5-2 млн т". Пока никто не обращался с
предложением рассмотреть варианты увеличения поставок нефти в Китай,
заверили "Ъ" в компании. Там уточнили, что расширение пропускной
способности ВСТО запланировано, но будет проходить поэтапно: в 2014-2016
годах дополнительные объемы нефти будут направлены на Хабаровский и
Комсомольский НПЗ. По словам представителя "Транснефти", дальнейшее
увеличение мощности — вопрос следующих "этапов расширения", конкретики
по которым пока нет.
До появления конкретики для увеличения
поставок может быть использовано другое направление. Собеседники "Ъ"
уточняют, что обсуждается возможность поставок в Китай с начала 2014
года около 7 млн т нефти по нефтепроводу Атасу—Алашанькоу через
территорию Казахстана (эта схема не исключает перспективного роста
поставок по ВСТО, то есть в целом дополнительные поставки достигнут
16 млн т). По словам источника "Ъ", близкого к российско-казахской
межправкомиссии, Москва и Астана ведут переговоры о том, что "Роснефть"
будет поставлять 7 млн т нефти на казахский НПЗ в Павлодаре, а
"Казмунайгаз" по своп-механизму отправит столько же нефти в Китай по
Атасу—Алашанькоу.
Обсуждение такой схемы "Ъ" подтвердили в секретариатах первого вице-премьера Игоря Шувалова и вице-премьера Казахстана Кайрата Келимбетова. Но окончательное решение еще не утверждено на высшем уровне, отмечают собеседники "Ъ". В "Роснефти" информацию "Ъ" не комментируют.
Обсуждение такой схемы "Ъ" подтвердили в секретариатах первого вице-премьера Игоря Шувалова и вице-премьера Казахстана Кайрата Келимбетова. Но окончательное решение еще не утверждено на высшем уровне, отмечают собеседники "Ъ". В "Роснефти" информацию "Ъ" не комментируют.
Сейчас нефть на Павлодарский НПЗ поставляют
почти все крупные российские нефтекомпании — ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть",
ТНК-ВР. Источники "Ъ" в отрасли называют это направление
высокопремиальным. Как "Роснефть" собирается стать фактически
единственным поставщиком, они не знают. В других нефтекомпаниях свои
планы по поставкам нефти в Казахстан в 2014 году не комментируют.
Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук отмечает, что "Роснефть" давно
заинтересована в наращивании экспорта в АТР, в частности в Китай. В
компании говорили о намерениях заключения долгосрочных контрактов на
поставки, а потребности страны в нефти постоянно увеличиваются, говорит
эксперт. Аналитик добавляет, что соглашения об увеличении экспорта могут
сопровождаться привлечением от китайской стороны льготных кредитов, как
уже было в 2010 году.
В то же время еще недавно резко против
экспорта нефти в Китай через Казахстан выступал президент "Транснефти"
Николай Токарев. "Это как тришкин кафтан: если мы забираем 5-7 млн т для
прокачки через Казахстан в Китай, значит, их откуда-то надо снять. С
наших заводов не снимешь — получается, придется снимать с экспорта,—
говорил он в интервью "Ъ" в начале февраля.— Это сразу прямые потери:
затея обойдется "Транснефти" в 5,5 млрд руб., так как транспортировка
пойдет по более короткому пути. В итоге бюджет недосчитается
1,5 млрд руб. Наверное, нефтяники выиграют, но идея сопряжена с
проблемами". Источники "Ъ" в отрасли уточняют, что заместить выпадающие
объемы можно и без потерь для прокачки нефти в Европу по трубопроводам —
за счет объемов ТНК-ВР (ее сейчас покупает "Роснефть"), экспортируемых
морем. Вчера в "Транснефти" от критики казахского проекта воздержались.
Комментариев нет:
Отправить комментарий