Двадцать лет назад восемь арктических государств создали Арктический совет (АС), чтобы совместно осваивать полярную зону, сохранять экологию и культуру коренных народов региона. Первоначально в Совет входили Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция. Позднее к АС присоединились другие государства, имеющие интересы в Арктике. Уже несколько лет в качестве наблюдателей в Совете присутствуют Индия, Китай, Сингапур, Южная Корея и Япония. Учитывая финансовый потенциал этих стран и их опыт в морской логистике, они могут оказать немалую помощь странам АС. Все они добились принятия в АС немалым трудом и сейчас не жалеют сил, чтобы получить доступ к арктическим ресурсам и морским маршрутам.
Одна из самых привлекательных вещей в евразийском секторе Арктики – это, конечно, российский Северный морской путь (СМП), идущий вдоль северного побережья РФ, через моря Северного Ледовитого океана.
В последнее время Россия уделяет значительное внимание развитию своего уникального транспортного коридора. О его значении говорил в своем декабрьском Послании Федеральному Собранию в 2015 г. президент Владимир Путин. За последнее время СМП не раз называли основой экономического роста и транспортной безопасности как северных территорий, так и России в целом.
Это самый короткий морской маршрут из Европейской России на Дальний Восток. В более широком смысле СМП – огромная часть кратчайшего пути, связывающего по морю Европу и Азию, Атлантический океан с Тихим. Его использование позволило бы азиатским государствам значительно сократить время и снизить стоимость перевозок грузов в Европу. В настоящее время практически все грузы из Азиатско-Тихоокеанского региона доставляются в Европу вдоль южного побережья Евразии, через Суэцкий канал. Мало того, что такой путь гораздо длиннее, он еще и опаснее в связи с деятельностью пиратов и террористической угрозой. Кроме того, в последние годы этот маршрут стал более рискованным в связи с обострением обстановки в АТР. Территориальные споры между Китаем и другими государствами, борьба США за сохранение влияния – все это может однажды привести к тому, что кто-то пожелает заблокировать морское сообщение. Сделать это не сложно, ведь южный маршрут имеет несколько уязвимых мест, которые можно контролировать небольшими силами. Это такие узкие проходы, как Суэцкий канал и Малаккский пролив. Если что-то подобное произойдет, СМП может стать настоящим спасением для азиатских стран, активно торгующих с Европой. Примечательно то, что СМП проходит по территориальным водам России. Это значит, что всем странам, желающим им воспользоваться, необходимо достичь взаимопонимания с РФ. Это может стать важным фактором в российских международных отношениях.
Кроме того, государства, желающие пользоваться СМП, должны будут принять участие в его обустройстве и сделать немалые инвестиции в его развитие. Поддержание СМП в судоходном состоянии – трудная и дорогостоящая работа. Для сохранения проходимости маршрута Россия использует свой ледокольный флот, что весьма недешево. Особенно это касается зимнего периода. Сейчас СМП используется преимущественно Россией для доставки необходимых грузов в порты Крайнего Севера и вывоза оттуда продуктов местной промышленности. Активнее всего использует СМП российская компания «Норильский никель». Больше половины перевозимых грузов принадлежит ей. Поскольку у «Норильского никеля» есть собственные ледоколы, компания сама доставляет свою продукцию независимо от времени года. Также СМП пользуются «Газпром» и «Роснефть».
Новая стратегия развития российских северных территорий подразумевает привлечение иностранных компаний, которые также будут участвовать в поддержании проходимости СМП. Одна из наиболее заинтересованных в сотрудничестве стран – Япония. В начале 2016 г. интересное заявление сделала Казуко Сираиси, спецпредставитель Японии по вопросам Арктики. По ее словам, до 40% грузоперевозок в Европу Страна восходящего солнца готова производить через СМП. При этом Япония готова предоставить свою помощь в мониторинге ледовой обстановки.
Еще один важный кандидат в пользователи СМП – КНР. На первый взгляд это кажется странным, ведь именно сейчас Китай налаживает свой «Морской шелковый путь», который должен соединить Азию с Европой по южному маршруту, упомянутому выше. Некоторые эксперты ожидали, что между СМП и «Морским шелковым путем» развернется конкуренция. Однако, как видно, КНР также нуждается в запасном пути доставки грузов, учитывая неспокойную обстановку в АТР.
Так или иначе, правительство Китая не раз проявляло интерес к СМП. В 2013 г. СМП впервые прошел китайский корабль «Yong Sheng». Свой путь он начал в порте Далянь (КНР), а окончил в Роттердаме (Голландия).
Прежде чем СМП станет полноценной альтернативой более длинному южному морскому маршруту, предстоит проделать еще большую работу по его благоустройству. Необходимо создать инфраструктуру, способную обеспечивать стоянку, погрузку и разгрузку кораблей в разных участках пути на протяжении всего года (сейчас на всем СМП только в порт Дудинка корабли могут заходить круглый год). В этом вопросе российская сторона рассчитывает на содействие китайских инвесторов. Как видно, Поднебесная имеет вполне серьезные намерения закрепиться на СМП. Так, КНР уже принимает большое участие в развитии Архангельской области. Несколько веков Архангельск является плацдармом России для всей ее деятельности в Арктике. Это одна из ключевых точек СМП, в которой сосредоточены огромные промышленные мощности и расположены важные порты. Как и прежде, сейчас Архангельской области отводится важное место в новом проекте «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
В октябре 2016 г. российская компания «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» подписала договор с китайской «Poly International Holding Co». В соответствии с ним, компания из КНР намерена финансировать постройку глубоководного порта рядом с островом Мудьюг в Белом море. Это станет заметным вкладом в развитие СМП. По прогнозам, к 2030 г. грузооборот нового порта может превысить 30 млн тонн.
Еще одно подтверждение серьезного интереса Китая к Архангельской области – инвестиции в ее энергетику со стороны крупной китайской компании «Хуадянь». Помимо прочего, этим летом совместное российско-китайское предприятие «Хуадянь-Архангельская ТЭЦ» выкупило единственный в Архангельске источник централизованного теплоснабжения – Архангельскую ТЭЦ, выплатив за нее долг в размере 2,7 млрд рублей.
Очевидно, что доступ к арктическим территориям России по-настоящему важен для Китая.
В заключение можно отметить, что Северный Морской путь – уникальный транспортный коридор, который может сделать РФ одним из важнейших транзитных государств. Он способен привлечь многих крупных иностранных инвесторов. Задача России – выстроить с ними максимально выгодные отношения.
Дмитрий Бокарев
ru.journal-neo.org,
14 ноября 2016
Одна из самых привлекательных вещей в евразийском секторе Арктики – это, конечно, российский Северный морской путь (СМП), идущий вдоль северного побережья РФ, через моря Северного Ледовитого океана.
В последнее время Россия уделяет значительное внимание развитию своего уникального транспортного коридора. О его значении говорил в своем декабрьском Послании Федеральному Собранию в 2015 г. президент Владимир Путин. За последнее время СМП не раз называли основой экономического роста и транспортной безопасности как северных территорий, так и России в целом.
Это самый короткий морской маршрут из Европейской России на Дальний Восток. В более широком смысле СМП – огромная часть кратчайшего пути, связывающего по морю Европу и Азию, Атлантический океан с Тихим. Его использование позволило бы азиатским государствам значительно сократить время и снизить стоимость перевозок грузов в Европу. В настоящее время практически все грузы из Азиатско-Тихоокеанского региона доставляются в Европу вдоль южного побережья Евразии, через Суэцкий канал. Мало того, что такой путь гораздо длиннее, он еще и опаснее в связи с деятельностью пиратов и террористической угрозой. Кроме того, в последние годы этот маршрут стал более рискованным в связи с обострением обстановки в АТР. Территориальные споры между Китаем и другими государствами, борьба США за сохранение влияния – все это может однажды привести к тому, что кто-то пожелает заблокировать морское сообщение. Сделать это не сложно, ведь южный маршрут имеет несколько уязвимых мест, которые можно контролировать небольшими силами. Это такие узкие проходы, как Суэцкий канал и Малаккский пролив. Если что-то подобное произойдет, СМП может стать настоящим спасением для азиатских стран, активно торгующих с Европой. Примечательно то, что СМП проходит по территориальным водам России. Это значит, что всем странам, желающим им воспользоваться, необходимо достичь взаимопонимания с РФ. Это может стать важным фактором в российских международных отношениях.
Кроме того, государства, желающие пользоваться СМП, должны будут принять участие в его обустройстве и сделать немалые инвестиции в его развитие. Поддержание СМП в судоходном состоянии – трудная и дорогостоящая работа. Для сохранения проходимости маршрута Россия использует свой ледокольный флот, что весьма недешево. Особенно это касается зимнего периода. Сейчас СМП используется преимущественно Россией для доставки необходимых грузов в порты Крайнего Севера и вывоза оттуда продуктов местной промышленности. Активнее всего использует СМП российская компания «Норильский никель». Больше половины перевозимых грузов принадлежит ей. Поскольку у «Норильского никеля» есть собственные ледоколы, компания сама доставляет свою продукцию независимо от времени года. Также СМП пользуются «Газпром» и «Роснефть».
Новая стратегия развития российских северных территорий подразумевает привлечение иностранных компаний, которые также будут участвовать в поддержании проходимости СМП. Одна из наиболее заинтересованных в сотрудничестве стран – Япония. В начале 2016 г. интересное заявление сделала Казуко Сираиси, спецпредставитель Японии по вопросам Арктики. По ее словам, до 40% грузоперевозок в Европу Страна восходящего солнца готова производить через СМП. При этом Япония готова предоставить свою помощь в мониторинге ледовой обстановки.
Еще один важный кандидат в пользователи СМП – КНР. На первый взгляд это кажется странным, ведь именно сейчас Китай налаживает свой «Морской шелковый путь», который должен соединить Азию с Европой по южному маршруту, упомянутому выше. Некоторые эксперты ожидали, что между СМП и «Морским шелковым путем» развернется конкуренция. Однако, как видно, КНР также нуждается в запасном пути доставки грузов, учитывая неспокойную обстановку в АТР.
Так или иначе, правительство Китая не раз проявляло интерес к СМП. В 2013 г. СМП впервые прошел китайский корабль «Yong Sheng». Свой путь он начал в порте Далянь (КНР), а окончил в Роттердаме (Голландия).
Прежде чем СМП станет полноценной альтернативой более длинному южному морскому маршруту, предстоит проделать еще большую работу по его благоустройству. Необходимо создать инфраструктуру, способную обеспечивать стоянку, погрузку и разгрузку кораблей в разных участках пути на протяжении всего года (сейчас на всем СМП только в порт Дудинка корабли могут заходить круглый год). В этом вопросе российская сторона рассчитывает на содействие китайских инвесторов. Как видно, Поднебесная имеет вполне серьезные намерения закрепиться на СМП. Так, КНР уже принимает большое участие в развитии Архангельской области. Несколько веков Архангельск является плацдармом России для всей ее деятельности в Арктике. Это одна из ключевых точек СМП, в которой сосредоточены огромные промышленные мощности и расположены важные порты. Как и прежде, сейчас Архангельской области отводится важное место в новом проекте «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
В октябре 2016 г. российская компания «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» подписала договор с китайской «Poly International Holding Co». В соответствии с ним, компания из КНР намерена финансировать постройку глубоководного порта рядом с островом Мудьюг в Белом море. Это станет заметным вкладом в развитие СМП. По прогнозам, к 2030 г. грузооборот нового порта может превысить 30 млн тонн.
Еще одно подтверждение серьезного интереса Китая к Архангельской области – инвестиции в ее энергетику со стороны крупной китайской компании «Хуадянь». Помимо прочего, этим летом совместное российско-китайское предприятие «Хуадянь-Архангельская ТЭЦ» выкупило единственный в Архангельске источник централизованного теплоснабжения – Архангельскую ТЭЦ, выплатив за нее долг в размере 2,7 млрд рублей.
Очевидно, что доступ к арктическим территориям России по-настоящему важен для Китая.
В заключение можно отметить, что Северный Морской путь – уникальный транспортный коридор, который может сделать РФ одним из важнейших транзитных государств. Он способен привлечь многих крупных иностранных инвесторов. Задача России – выстроить с ними максимально выгодные отношения.
Дмитрий Бокарев
ru.journal-neo.org,
14 ноября 2016
Комментариев нет:
Отправить комментарий