Президентская предвыборная программа Дональда Трампа была противоречивой — в ней есть несколько приоритетов, которые будут трактоваться и реализовываться президентской администрацией, в том числе по советам мало известного в России вице-президента США бывшего губернатора Индианы Майка Пенса. "Трампономика" в том виде, в котором она представляется сейчас, будет снижением корпоративных налогов, ростом инвестиций в образование, отказом от борьбы с климатическими изменениями, более активной политикой в торговых переговорах.
Как и во многих аспектах президентской кампании 2016 года, говорить об "экономической программе" избранного республиканского президента США практически невозможно: она состоит в основном из ярких лозунгов, во многом "расцвеченных" оппонирующей демократической стороной. В то же время реализовываться эти лозунги будут в другом контексте. Новая администрация США будет формироваться до конца 2016 года, причем одним из ключевых игроков в ней будет вице-президент США Майк Пенс, самый высокопоставленный политик-республиканец в команде господина Трампа, имеющий опыт работы в госэкономике. Ради вице-президентской кампании господин Пенс отказался переизбираться на пост губернатора Индианы, 8 октября выборы уверенно выиграл его преемник вице-губернатор Эрик Холкомб. Майк Пенс, поддерживающий движение "Чайная партия", с точки зрения экономполитики оппозиционер стандартному "республиканскому" курсу, и "трактовка" лозунгов президента Трампа может производиться на базе опыта Индианы.
Наиболее проблемной для курса США в экономике в программе господина Трампа является его критика Транстихоокеанского партнерства, Всемирной торговой организации и системы Международного валютного фонда и Всемирного банка. Впрочем, считать новую администрацию оппонентом ТТП, ВТО и МВФ-ВБ нельзя — скорее, представители окружения президента Трампа являются сторонниками более активного и агрессивного участия США в мировой торговле, риторика "протекционизма" в двусторонних соглашениях США скорее предвыборная. Майк Пенс, например, являлся в 2014 году активным сторонником ТТП (а ранее — блока NAFTA и центральноамериканского торгового соглашения США CAFTA), причем в 2007-2008 годах выступал против секторальных компенсаций по программе TAA компаниям и их сотрудникам, "пострадавшим" от экономической глобализации.
Позиция по торговым отношениям США и КНР — наиболее неопределенная часть будущей повестки президентства Трампа. С одной стороны, "протекционизм" президента Трампа в основном строился на лозунге "возврата промышленности в США", который реализовывался и Бараком Обамой и прямо не ассоциировался с интересами ВПК. С другой стороны, республиканский подход к торговле с КНР всегда был прагматичным. При этом столь же неопределенны и будущие торговые отношения США со странами Персидского залива: они исторически строились частью республиканской элиты США, оппонировавшей Трампу.
С большой вероятностью и Трамп, и Пенс сохранят программы федеральных "инфраструктурных инвестиций" (программа "earmarks"), которая де-факто субсидирует местные компании. С большой вероятностью президентская администрация будет инвестировать в дорожное строительство и реконструкцию железных дорог. Еще один предсказуемый момент — поддержка традиционной энергетики в США, в частности угольной: команда Трампа открыто сомневается в "глобальном потеплении" и готова быстро свернуть финансирование программ "альтернативной энергетики". Вообще, значительная часть "новой экономики" в США под угрозой. Ее косвенная зависимость от скрытых госсубсидий велика, пик потерь от структурных сдвигов, видимо, может прийтись на 2018-2019 годы вне зависимости от масштаба реальных изменений — она во многом монетизирует ожидания. Приоритетом господдержки команды Трампа в США обещает быть образование, но не соцобеспечение и не здравоохранение, где в разное время члены команды предлагали ограничение госмандата на расходы и частичную приватизацию системы.
Сочетание малоэффективных "инфраструктурных инвестиций" и будущий спад темпов роста "новой экономики" в 2017-2019 годах может негативно повлиять на темпы роста ВВП в США, а следовательно — и роста Китая, и всего мира. В противовес этому команда Трампа может выдвинуть только сокращение госрасходов, снижение активности США в мониторинге налогообложения (FATCA) — и снижение корпоративных и личных налогов, которое сделало Майка Пенса популярным политиком, а Индиану вторым по легкости налогового бремени штатом в США. Но такие меры могут дать эффект лишь через два-три года, тогда как депрессия в "новой экономике" может наступить быстрее.
Впрочем, команда может попытаться пойти и значительно дальше. Так, для нее характерно скептическое отношение к нынешнему устройству финрынков, популярна идея отказа от "двойного мандата" ФРС США (прекращение борьбы за рост занятости при сохранении цели стабильности цен). В разное время ее представители обсуждали вопросы изменения роли золота в мировых финансах и даже плоской шкалы подоходного налога в США. Неудача проектов президента Трампа, отметим, угрожает рынкам больше, чем их успех, она определит вхождение мировой экономики в "новую нормальность" с нулевым экономическим ростом и ростом ВВП Китая на уровне 2-4% в год.
Дмитрий Бутрин
КоммерсантЪ
10.11.2016
Как и во многих аспектах президентской кампании 2016 года, говорить об "экономической программе" избранного республиканского президента США практически невозможно: она состоит в основном из ярких лозунгов, во многом "расцвеченных" оппонирующей демократической стороной. В то же время реализовываться эти лозунги будут в другом контексте. Новая администрация США будет формироваться до конца 2016 года, причем одним из ключевых игроков в ней будет вице-президент США Майк Пенс, самый высокопоставленный политик-республиканец в команде господина Трампа, имеющий опыт работы в госэкономике. Ради вице-президентской кампании господин Пенс отказался переизбираться на пост губернатора Индианы, 8 октября выборы уверенно выиграл его преемник вице-губернатор Эрик Холкомб. Майк Пенс, поддерживающий движение "Чайная партия", с точки зрения экономполитики оппозиционер стандартному "республиканскому" курсу, и "трактовка" лозунгов президента Трампа может производиться на базе опыта Индианы.
Наиболее проблемной для курса США в экономике в программе господина Трампа является его критика Транстихоокеанского партнерства, Всемирной торговой организации и системы Международного валютного фонда и Всемирного банка. Впрочем, считать новую администрацию оппонентом ТТП, ВТО и МВФ-ВБ нельзя — скорее, представители окружения президента Трампа являются сторонниками более активного и агрессивного участия США в мировой торговле, риторика "протекционизма" в двусторонних соглашениях США скорее предвыборная. Майк Пенс, например, являлся в 2014 году активным сторонником ТТП (а ранее — блока NAFTA и центральноамериканского торгового соглашения США CAFTA), причем в 2007-2008 годах выступал против секторальных компенсаций по программе TAA компаниям и их сотрудникам, "пострадавшим" от экономической глобализации.
Позиция по торговым отношениям США и КНР — наиболее неопределенная часть будущей повестки президентства Трампа. С одной стороны, "протекционизм" президента Трампа в основном строился на лозунге "возврата промышленности в США", который реализовывался и Бараком Обамой и прямо не ассоциировался с интересами ВПК. С другой стороны, республиканский подход к торговле с КНР всегда был прагматичным. При этом столь же неопределенны и будущие торговые отношения США со странами Персидского залива: они исторически строились частью республиканской элиты США, оппонировавшей Трампу.
С большой вероятностью и Трамп, и Пенс сохранят программы федеральных "инфраструктурных инвестиций" (программа "earmarks"), которая де-факто субсидирует местные компании. С большой вероятностью президентская администрация будет инвестировать в дорожное строительство и реконструкцию железных дорог. Еще один предсказуемый момент — поддержка традиционной энергетики в США, в частности угольной: команда Трампа открыто сомневается в "глобальном потеплении" и готова быстро свернуть финансирование программ "альтернативной энергетики". Вообще, значительная часть "новой экономики" в США под угрозой. Ее косвенная зависимость от скрытых госсубсидий велика, пик потерь от структурных сдвигов, видимо, может прийтись на 2018-2019 годы вне зависимости от масштаба реальных изменений — она во многом монетизирует ожидания. Приоритетом господдержки команды Трампа в США обещает быть образование, но не соцобеспечение и не здравоохранение, где в разное время члены команды предлагали ограничение госмандата на расходы и частичную приватизацию системы.
Сочетание малоэффективных "инфраструктурных инвестиций" и будущий спад темпов роста "новой экономики" в 2017-2019 годах может негативно повлиять на темпы роста ВВП в США, а следовательно — и роста Китая, и всего мира. В противовес этому команда Трампа может выдвинуть только сокращение госрасходов, снижение активности США в мониторинге налогообложения (FATCA) — и снижение корпоративных и личных налогов, которое сделало Майка Пенса популярным политиком, а Индиану вторым по легкости налогового бремени штатом в США. Но такие меры могут дать эффект лишь через два-три года, тогда как депрессия в "новой экономике" может наступить быстрее.
Впрочем, команда может попытаться пойти и значительно дальше. Так, для нее характерно скептическое отношение к нынешнему устройству финрынков, популярна идея отказа от "двойного мандата" ФРС США (прекращение борьбы за рост занятости при сохранении цели стабильности цен). В разное время ее представители обсуждали вопросы изменения роли золота в мировых финансах и даже плоской шкалы подоходного налога в США. Неудача проектов президента Трампа, отметим, угрожает рынкам больше, чем их успех, она определит вхождение мировой экономики в "новую нормальность" с нулевым экономическим ростом и ростом ВВП Китая на уровне 2-4% в год.
Дмитрий Бутрин
КоммерсантЪ
10.11.2016
Комментариев нет:
Отправить комментарий