22 нояб. 2016 г.

Компании из КНР выкупили действующие объекты солнечной генерации и хотят строить новые

Сразу два заметных события произошли недавно в секторе украинской солнечной электроэнергетики (СЭС). И в обоих случаях "ньюс-мейкерами" стали китайские компании. Теперь обо всём по порядку.

Во-первых, в ноябре китайская госкорпорация CNBM (China National Building Material) завершила оформление прав собственности на 10 крупнейших солнечных электростанций Украины общей установленной мощностью 267 МВт, что составляет свыше 60% от мощности действующих СЭС Украины. Процесс оформления станций продолжался два года. Ранее данные солнечные электростанции принадлежали компании Active Solar, которую традиционно связывали с близкими к В.Януковичу братьями А. и С. Клюевыми.


Справочно: по данным IRENA (международное агентство по возобновляемой энергетике) , мощность украинских солнечных электростанций на 2015 год составляла 825 МВт. Но IRENA учитывает крымские СЭС в составе Украины (а их только под управлением Active Solar в Крыму насчитывалось 407 МВт) . Итого, без учёта Крыма на территории Украины находятся примерно 400 МВт СЭС, из них до 300 МВт - Activ Solar и свыше 100 МВт СЭС других владельцев.

Из цифр видно, что основную часть солнечной энергетики Украины до недавнего времени и составлял бизнес Active Solar. Основная их часть была построена в начале 2010-х.

Строительство солнечных электростанций компании велось преимущественно на заёмные деньги - украинских госбанков на континентальной Украине и российских госбанков (а также, в меньшей степени - украинского государственного Ощадбанка) в тогда украинском Крыму. Для возврата инвестиций (кредитов) был установлен специальный "зелёный" тариф выкупа солнечной энергии, составляющий 0,465 евро за кВт-ч.

После 2014 года всё изменилось.

В Крыму солнечную энергию пришлось сдавать в сеть по стандартным уже российским расценкам - в десять раз меньше (3,5 рубля за кВт-ч). В результате, выплачивать кредиты российским госбанкам оказалось невозможным, и сейчас идёт процесс признания этих СЭС банкротами с последующим переходом в собственность российских банков. Но принципиально это проблему не решит - с низким тарифом на выкуп электроэнергии выданные кредиты становятся невозвратными, равно как в данных условиях резко снизилась и стоимость активов. Чтобы по возможности минимизировать убытки, госбанки ведут переговоры с правительством о возможной дополнительной поддержке в виде повышенного тарифа на солнечную энергию.

На Украине ситуация чуть другая. Хотя владельцы СЭС после известных событий зимы 2014 года и оказались фактически в изгнании, Active Solar продолжала функционировать на прежних основаниях.

Кроме того, существенно занижать тариф смысла не было - схема такова, что пострадавшим в конечном счёте оказывается выдавший кредитную линию Ощадбанк (аналог нашего Сбербанка). При существенном уменьшении тарифа на выкуп электроэнергии, компания просто вовремя не смогла бы расплачиваться по кредитам.

Так или иначе, летом 2015 года украинские депутаты приняли половинчатое решение - снизить тариф выкупа СЭС на 44% (т.е. уменьшили почти в два раза), но до 1 января 2017 года. После чего он вновь должен вернуться до прежних значений.

Впрочем, какой будет тариф выкупа после 2017 года - пока неясно. Сейчас в Верховной Раде этот вопрос вновь обсуждается.

Но теперь он уже будет касаться китайской компании CNBM. Именно ей перешли солнечные электростанции. Контроль над станциями перешёл китайцам в рамках возврата товарного кредита в 160 млн евро. Отметим, что компания CNBM является производителем компонентов и оборудования для солнечной и ветровой энергетики.

Фактически, прежние владельцы рассчитались с кредитными поставками своего китайского партнёра собственностью. Возможно, это была единственная возможность для китайской компании хоть как-то вернуть кредит.

Тем не менее, вся эта непрозрачная схема, о чём прямо сообщают и украинские СМИ, была одобрена украинскими регуляторами.

Причины этого как представляется следующие. Наверное, теоретически, в текущих условиях СЭС могли бы быть даже и национализированы. Но что это даст в результате? Ведь долги украинским банкам никуда бы не делись. Равно как и товарный кредит китайцам, поручителем которого также выступал украинский банк.

Так или иначе, украинское руководство (или его часть) видимо приняло решение о стратегическом сотрудничестве с китайскими компаниями в области солнечной энергетики. CNBM (напомним - она является и производителем оборудования для ВИЭ) может инвестировать и в новые солнечные станции.

В пользу такой трактовки говорит и вторая новость.

Как сообщило в понедельник 21 ноября агентство Reuters, две другие китайские компании (GCL System Integration Technology (GCL-SI), дочерняя компания GCL Group в кооперации с China National Complete Engineering Corp (CCEC)) собираются построить в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС солнечную электростанцию мощностью 1 ГВт. Строительство может начаться уже в следующем году. Объём существенный, 1 ГВт - это больше, чем все нынешние станции вместе взятые. В плюсе у проекта "дешёвая" земля.

И сейчас начинается самое интересное - какими же в результате окажутся тарифы на выкуп.

По старым станциям CNBM уже лоббирует "старый" тариф (в 46 евроцентов за кВт-ч), указывая, что он гарантировал приемлемую окупаемость при ценах на оборудование в 2011 года. Но интрига сохраняется: Верховная Рада хочет сохранить сниженные тарифы.

Конечно, возможно небольшое снижение, если будет показано, что норма рентабельности была изначально заложена избыточная. Но и европейская практика такова, что энергия со старых станций выкупается по "старому" тарифу, даже если новые тарифы намного ниже.

Более того, строго говоря украинские тарифы не выглядят чрезмерно завышенными по сравнению с европейскими. Закон о зелёном тарифе принимался ещё в 2009 году, а первые украинские станции были запущены в 2011.

Для сравнения, вот как выглядят цены выкупа солнечной электроэнергии в Германии. Зелёный тариф был тогда примерно на "украинском" уровне, но в последние годы стал резко снижаться (что отражает снижение себестоимости единицы установленной мощности).


Примерно таким же образом стал снижаться и украинский тариф выкупа. Сейчас для промышленных СЭС Украины он составляет 16-17 евроцентов за кВт-ч (180-190 долл. за МВт-ч).

Таким образом, за чем интересно понаблюдать:

а) каким будет тариф для "старых" станций Active Solar;

б) будет ли компания CNBM инвестировать в новые СЭС на Украине. Новые инвестиции возможны, если отношения компании и власти сложатся. Индикатором этого и станет тариф выкупа по приобретённым старым станциям.

в) обстоятельства и тарифы для мега-проекта СЭС в зоне Чернобыльской АЭС (им занимаются другие китайские компании). Ведь там возможны и какие-то особые условия.

www.nalin.ru
22.11.2016

Комментариев нет:

В 2016 импорт пиломатериалов в Китай вырос на 21%

По данным Международной организации по тропической древесине (ITTO) совокупный объем импорта пиломатериалов в Китай в 2016 г. вырос на 21...