О перспективах российского бизнеса в Юго-Восточной Азии Эксперт Online рассказал исполнительный директор Делового совета «Россия – АСЕАН» Виктор Тарусин. Беседа проходила в кулуарах региональной конференции Международного Дискуссионного клуба "Валдай" по теме "Век Азии и роль России", проходившей в столице Индонезии Джакарте.
Когда говорят об интересах российского бизнеса за рубежом, на ум сразу приходит Европа. Те, кто радеет за «поворот на Восток» говорят о Китае, а также иногда о Индии и Японии. Государства из Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) воспринимаются в общественном сознании как некая Терра Инкогнита - обычно россияне имеют представление лишь о Таиланде, где отдыхают, и о Вьетнаме, где воевали. Насколько перспективен этот регион для российского бизнеса?
Если мы говорим об Азии как альтернативе Европе, то было бы неправильно сужать весь этот огромный регион до Индии и Китая. Мы можем наступить на те же самые грабли, ведь нет никаких гарантий, что наши отношения с Китаем в какой-то момент не уйдут в пике. Нужно диверсифицировать свои отношения, в том числе и за счет юго-восточной части региона. Ведь АСЕАН - крайне интересный и перспективный рынок. Во-первых, он емкий, там 650 миллионов потребителей и динамично развивающиеся экономики. Во-вторых, он разный. Даже при наличии единого экономического пространства каждая страна имеет свои особенности и свои запросы. В-третьих, он не монополизирован.
Как так получилось, что находящийся столь близко от Китая рынок оказался не захвачен китайскими компаниями?
В большинстве из стран АСЕАН отношение к китайцам если не настороженное, то как минимум очень и очень сдержанное. Для них Китай - это некий жупел, угроза политической и экономической независимости. Они исторически опасаются китайцев. В ряде стран региона проходили антикитайские погромы (из-за чего жившие в той же Индонезии китайцы вынуждены были отказываться от китайских имен и брать себе индонезийские). Их также беспокоит нынешняя экспансия КНР. Геополитические амбиции Пекина, его агрессивная внешняя политика (то же обустройство спорных островов в Южно-Китайском море) наступила на мозоль многим странам АСЕАН. Ряд из них поэтому и решили вступить в TPP (Транстихоокеанское партнерство, американский проект экономической интеграции - Эксперт Online), получив тем самым защиту от Пекина.
Чем Москва может заинтересовать страны АСЕАН помимо того, что станет противовесом Китаю?
Некоторое время назад мы проводили специальный семинар для послов стран Юго-Восточной Азии на базе Министерства экономики и развития, и этот вопрос был основным, который нам задавали. Им предложили ряд интересных потенциальных проектов. Например, «Интер РАО-Экспорт» может решать проблему с нехваткой электрогенерирующих мощностей в странах АСЕАН (например, в той же Индонезии, недостаток мощностей доходит до 30%), причем осуществлять работы под ключ и с привлечением собственного финансирования. И, как показала реакция послов на это предложение, если мы будет выходить на рынок с технологиями и инвестициями, то станем весьма конкурентоспособными.
А помимо энергетики есть какие-то российские услуги и товары, интересные региону?
Разговоры о том, что Россия является отсталой с технологической точки зрения страной, мягко говоря преувеличены. В нашем государстве есть ряд высокотехнологичных отраслей с серьезным экспортным потенциалом. Например, «Лаборатория Касперского» уже успешно покорила со своей продукцией весь регион. Сейчас мы пытаемся экспортировать в регион технологии организации электронных торговых площадок.
У российского технологического импорта есть, впрочем, один серьезный минус - отсутствие инвестиционной составляющей (и в этом плане предложения Интер РАО в области электрогенерации являются, скорее, исключением). Когда наши компании приходят, например, со своими технологиями к местным нефтяникам и говорят, что готовы оказать им ряд услуг в области повышения нефтеотдачи или же эффективности разведки новых месторождений на шельфе, то первый вопрос, который нашим задают, касается источника инвестиций. Местные компании живут со своими технологиями (как правило, американскими), применяют их много лет, и у них нет особо серьезной нужды для дорогостоящего внедрения незнакомых им российских методов (включающего в себя завоз нового оборудования, его сертификацию, переобучение персонала и т.п).
Поэтому мы до сих пор и не присутствовали на этом прекрасном рынке?
Отчасти да. Российский средний и малый бизнес, способный в силу своей гибкости к «броскам на дальние расстояния», попросту не способен обеспечить финансовую и инвестиционную подушку для такого рода деятельности. Поэтому им приходится искать партнеров для этих проектов, привлекать к ним тех же китайцев и тем самым снижать собственное участие. Что же касается крупных российских предприятий, то до недавнего времени у них были иные приоритеты. Если взглянуть на географию контрактов той же «Интер РАО», то из новых рынков наибольшее внимание уделялось южноамериканскому. И только сейчас руководство повернуло голову на восток, в сторону АСЕАН. Однако и у них есть сложности финансового характера. Сейчас для российской компании получить финансирование в иностранной компании - это как выиграть Третью мировую войну. Условия, на которых им предлагают деньги, ни в какое сравнение не идут с теми, которые выставляют китайским, американским, японским и другим бизнесменам. Более того, сейчас в Сингапуре, и в Гонконге российским предпринимателям попросту перекрывают кислород - некоторые банки просто разрывают с ними отношения и отказываются обслуживать их счета. И уходя сегодня из одного банка в другой, у компаний нет никаких гарантий, что завтра не придется уйти в третий.
Это из-за западных санкций?
На санкции прямо никто не ссылается, но, в общем-то, все всё понимают. Финансовая система - самое уязвимое место, долларовые операции (счета, трансакции) находятся под контролем Вашингтона, который в любой момент может сказать «сюда не плати, туда плати». Российские бизнесмены уже не раз сталкивались, что банки попросту замораживали их операции. Именно поэтому Кремль сейчас прикладывает столько усилий для того, чтобы выстраивать торговые взаимоотношения с партнерами в национальных валютах.
При входе на региональный рынок обычно выбирается какая-то страна, которую затем используют в виде плацдарма или трамплина в регионе. Какое государство АСЕАН, на ваш взгляд, должно быть «точкой входа» для российских компаний?
Тут есть несколько потенциальных вариантов. Если говорить об исторических связях, то это Вьетнам. С этой страной у Москвы многолетний (еще со времен СССР) и позитивный опыт сотрудничества. Есть успешные проекты, которые можно рассматривать как стимул для потенциального развития отношений со всеми странами региона (то же Вьетсовпетро). Если брать в расчет масштабность рынка, то выбирать надо Индонезию - крупнейшую страну региона. Выход в АСЕАН через эту страну сразу же будет весьма весомой заявкой. Москва уже реализует в Индонезии ряд стратегических проектов - взять, например строительство на Калимантане железной дороги и двух терминалов для погрузки угля. Еще один плюс Индонезии в том, что она, в отличие от Вьетнама, не вошла в TPP и крайне сдержанно относится к этой организации.
Если же говорить о простоте вхождения, то нужно подумать о Брунее. Да, страна небольшая, но за счет этого время принятия решений существенно меньше. Оперативность играет огромное значение - с 31 декабря 2015 года АСЕАН становится единым экономическим пространством (с отсутствием таможенных и сертификационных моментов), поэтому вхождение через самую небольшую страну может оказаться наиболее эффективным.
Москве уже предлагают просто войти в TPP, и оттуда на рынок не только АСЕАН, но и всего Тихоокеанского региона. Однако на уже согласованных между странами-членами организации условиях, которые, естественно, не учитывают российские интересы. Стоит ли игра свеч?
Эта структура создавалась исключительно под интересы США. Поэтому вряд ли эти условия для России выгодны. Но и совсем закрываться от того, что уже создано нельзя. TPP - это реальность, ее нужно понимать и учиться работать с ней. Ну и, естественно, проанализировать результаты первых шагов этой организации. Те же индонезийцы, например, пока не хотят вступать в TPP, хотят потестировать ее на соседях. И России тоже нужно посмотреть.
Ну а зачем смотреть и входить, если Россия может спокойно торговать в TPP через зоны свободной торговли, которые у нее есть с некоторыми из стран-участниц Партнерства (например, с Вьетнамом)?
Тут есть, безусловно, определенная юридическая коллизия. Возможно, при создании TPP предусматривались некоторые барьеры, которые не позволят проникать на рынок Партнерства третьих стран через ЗСТ с участницами. Нужно будет подождать и посмотреть как будет организовано взаимодействие ТРР с внешним миром.
У каждого региона или страны есть свои особенности ведения бизнеса, без знания которых об эффективном взаимодействии говорить сложно. Есть ли такие моменты в АСЕАН, которые нужно просто понять и принять?
Что говорить, Восток всегда «дело тонкое». Там есть свои культурные и ментальные сложности. Темп жизни в АСЕАН отличается от российского, никто никуда не спешит и не напрягается. Ожидать от местного бизнесмена решений в течение одного-двух дней не стоит. Нужно понимать, что если вы входите на рынок и начинаете «с нуля» реализовывать проект, то на результат вы выйдите через два-три года. При этом вести бизнес дистанционно невозможно - всегда необходимо открытие офиса и регулярное присутствие в нем руководителя, тщательный подбор персонала, причем из местных (это нужно как для облегчения работы, так и с точки зрения соблюдения законодательства, требующего предоставлять рабочие места собственным гражданам).
Кроме того, следует помнить, что начальное впечатление о потенциальном партнере может быть очень обманчивым. Как правило, первые несколько встреч и переговоров проходят в чрезвычайно положительном ключе. Но не торопитесь принимать это за реальное начало бизнес отношений. На Востоке принято улыбаться и не показывать сразу реального отношения к обсуждаемому предложению или проекту. Поэтому половина успеха в этих странах – правильный выбор партнера по бизнесу. Слишком много посредников засоряют рынок. Они умеют показать свое высокое положение в обществе – связь с сильными мира сего. В реальности же открытием дверей одного двух кабинетов все и заканчивается. Вы же теряете время, деньги и порой желание дальше работать на этом непростом, но потенциально очень прибыльном рынке.
В связи с этим мой совет всем, кто планирует повернуться на Восток – не бойтесь воспользоваться чужим опытом, обращайтесь к экспертам. Как правило, полученная на первом этапе информация помогает сохранить время, деньги и избежать ненужных разочарований в жизни. Именно для этого Торгово-промышленная палата РФ создала целый институт Деловых советов по сотрудничеству с зарубежными странами, одним из которых и является Деловой совет «Россия – АСЕАН».
Геворг Мирзаян
Эксперт
14.12.2015
Комментариев нет:
Отправить комментарий