15 окт. 2009 г.

Россия 2025: Полет двуглавого орла


Через 10-15 лет большую часть российской нефти будут потреблять Китай и Индия


Выпускник Ростовского высшего командного училища Леонид Федун гордится тем, что первую работу по прогнозу цен на нефть написал в 1976 г., когда ему было 20 лет. «Я вообще все время этим занимаюсь», — говорит он. За последние 12 лет, которые Федун занимает пост вице-президента ЛУКОЙЛа, прогнозов накопилось немало. Совладелец компании стоимостью под $72 млрд (по официальной информации, Федуну принадлежит 0,93% акций ЛУКОЙЛа) охотно делится плодами своих изысканий и размышлений. Все идет к тому, что в России останется три, максимум четыре нефтедобывающие компании. Уже понятно, кто уходит, а кто остается. ЛУКОЙЛ в число остающихся, естественно, входит. Как и «Сургутнефтегаз». «Если судить по опубликованной структуре собственности “Сургута”, его глава Владимир Богданов жестко держит контроль над компанией и никому никогда ничего не продаст», — уверен Федун.

Вряд ли объединятся государственные «Газпром» и «Роснефть» — в этом, по мнению Федуна, нет никакой экономической логики, нет синергии. Не верит он и в то, что «Газпром» когда-нибудь будет разделен.

Будущее ЛУКОЙЛа довольно безоблачно: несмотря на то что компании фактически не дают приобретать активы в России, она собирается удвоить добычу на существующих запасах. Для этого у ЛУКОЙЛа есть и ресурсы, и мозги, и поддержка государства.

НЕКОМУ РОНЯТЬ

Нефть дешеветь не будет. В своих прогнозах ЛУКОЙЛ исходит из того, что никаких фундаментальных признаков того, что может произойти что-то драматическое и стоимость нефти серьезно упадет, не наблюдается. Всю конъюнктуру мирового рынка до сих пор определяет Саудовская Аравия, на которую работают лучшие специалисты по анализу рынка нефти. «Саудовская Аравия, невзирая на то что ее месторождения эксплуатируются уже по 50-70 лет, остается главным источником нефтяной стабильности», — говорит Федун.

Эта страна обладает рычагами, позволяющими поднять цену до $150 за баррель либо снизить ее до $30-40. Если, конечно, саудиты последнего когда-нибудь вообще пожелают, что маловероятно. Население Саудовской Аравии растет гигантскими темпами, а вместе с ним растут и потребности. «Население там очень молодое. У них стабильные расходы на оборону и образование, но очень большие расходы на социальную сферу и здравоохранение, — рассказывает Федун. — Они привыкли к очень высокому качеству жизни». Для Саудовской Аравии цена нефти на уровне $50 за баррель уже недостаточно высока. В настоящий момент у этой страны практически нет профицита добывающих мощностей, но она поставила себе задачу к 2010-2012 гг. создать профицит примерно в 2 млн баррелей в сутки, говорит вице-президент ЛУКОЙЛа.

И все же по сравнению с 1970-ми гг. после открытия крупнейших альтернативных источникам ОПЕК месторождений нефти в Северном море и Мексиканском заливе возможности картеля влиять на цены поубавились. Его доля в мировом производстве нефти снизилась с 50 до 30%. Сейчас аналогичные перемены происходят в лагере потребителей нефти. Когда-то наравне с картелем производителей существовал и картель потребителей нефти. Главными импортерами были США и страны Европейского сообщества. Сейчас такой ситуации нет, поскольку возникли две новые огромные быстрорастущие экономики — Китай и Индия. Через 5-7 лет, предполагает Федун, Китай по потреблению нефти может приблизиться к США. Конкуренция за нефть между двумя восточными странами с одной стороны и традиционными европейско-американскими потребителями с другой уже началась.

КАК НА ЛУНЕ

Поводов для ужесточения конкуренции все больше. «За последние 15 лет в России не было ни одного крупного открытия. За исключением, наверное, нашего Филановского месторождения», — рассказывает Федун. Надежды на Азербайджан не оправдались. В Казахстане нашли одно очень большое месторождение, но тамошнюю сернистую нефть очень тяжело добывать. Выходит, что единственная альтернатива, которая позволит нарастить добычу углеводородов, — месторождения, расположенные на океанском шельфе.
Но разработка глубоководных источников в Мексиканском заливе и Западной Африке стоит гигантских денег. Вот, например, сейчас Chevron говорит о том, что открыла гигантское месторождение, называет запасы на уровне 10-20 млрд барр. Но все это богатство находится на глубине больше 3 км. Глубина пласта — еще 5-6 км. «С таким же успехом можно и на Луне бурить», — усмехается Федун.

Есть, конечно, еще альтернативная энергетика. Она действительно станет играть все большую и большую роль, которая заключается в том, чтобы закрывать дефицит, который будет нарастать из-за проблем на нефтяном рынке. И не более того. «Чтобы произвести тонну этанола, надо потратить от 0,5 до 1,2 т углеводородов», — объясняет Федун. Ни рапс, ни сахарный тростник, из которых получают биодизель и этанол, сами по себе не растут — энергия требуется на подготовку к посеву и сам посев, уборку, переработку. Не поможет и энергия ветра. Самый мощный современный ветряк — это всего 5 МВт.
«Да, все это будет существовать. Но даже самый оптимистичный прогноз — это 4-7% от общего потребления энергии», — полагает Федун. Есть еще атомная энергетика — она может выйти из спячки, в которую впала после Чернобыля, и снова войти в активную фазу. Но и она поможет только снизить дефицит, но не создать профицит энергии. Для последнего, убежден Федун, должно произойти что-то прорывное. Например, спутники будут собирать энергию Солнца и передавать ее на Землю. Но это явно за пределами 20-летнего периода.

БЫЛО БЫ ЧТО КАЧАТЬ

В России альтернативным источникам энергии внимания почти не уделяют — с традиционными бы разобраться. «Газпром» сделал большую инвестиционную паузу и сейчас наверстывает упущенное. Ему надо срочно пускать Бованенковское месторождение, выходить на Ямал. А это требует сотен миллиардов долларов, которые он должен будет тратить, и тратить как можно быстрее. Только так можно будет поддержать хотя бы тот баланс по поставкам газа, который существует сейчас. «Газпром» уже столкнулся с сильным падением добычи на действующих месторождениях, поэтому закупает весь газ ЛУКОЙЛа, «Роснефти» и других производителей по долгосрочным контрактам. «Это не случайно», — подчеркивает Федун. Если «Газпром» за 7-10 лет не успеет преодолеть проблемы с добычей, обязательно возникнет дисбаланс между экспортными обязательствами и внутренним потреблением.
С нефтью тоже сложно. В Восточной Сибири будет, скорее всего, что-то открыто, но это будут средние и мелкие месторождения с запасами до 100 млн т. Их явно не хватит на то, чтобы заполнить будущую трубу для поставок нефти на Восток. Мощность строящегося нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан составит 80 млн т в год, кроме того, в планах прокладка трубы до Китая. У России появится выбор: качать на Запад, или на Восток, или в оба направления. Последний вариант предпочтительнее. «Когда ты привязан к одному потребителю, ты ему даешь дисконт, чтобы он покупал именно у тебя, он тебе определяет цену», — объясняет Федун.

Два года назад дисконт на нефть, поставляемую по «Дружбе», составлял $2-3 на баррель, теперь его практически нет. А после строительства восточной трубы, полагает Федун, можно будет продавать российскую нефть с наценкой. «Китай вообще не сможет существовать без ресурсов России и сейчас начнет потреблять этих ресурсов все больше и больше, — говорит он. — Двуглавый орел снова заиграл, он смотрит и на Запад, и на Восток».
Лет через десять Китай станет крупнейшим потребителем наших энергоресурсов, прогнозирует Федун. При этом он категорически против того, чтобы допускать Китай к ресурсам непосредственно. В этом плане, поясняет он, не совсем правильной была продажа «Удмуртнефти» (она была передана в СП, созданное «Роснефтью» (51%) и китайской Sinopec (49%). «Китайцы входят легко, но выходят очень тяжело. Если мы хотим сохранить независимость, надо сохранять контроль над национальными ресурсами. А то выйдет как в предсказании Нострадамуса, что Китай захватит Россию», — заключает вице-президент ЛУКОЙЛа.

Оксана Шевелькова5 (46) 12 февраля 2007
http://www.smoney.ru/

Комментариев нет:

В 2016 импорт пиломатериалов в Китай вырос на 21%

По данным Международной организации по тропической древесине (ITTO) совокупный объем импорта пиломатериалов в Китай в 2016 г. вырос на 21...