11 апр. 2017 г.

Семь трендов, которые потрясут мир

Миру грозит большая перетряска, выдержать которую смогут только устойчивые государства. Такой вывод можно сделать из доклада «Парадоксы прогресса», опубликованного Национальным советом США по разведке — National Intelligence Council (NIC) в январе этого года. В нем представлен анализ основных тенденций, которые будут определять развитие мировой цивилизации на протяжении грядущих десятилетий.

Но вначале несколько слов о National Intelligence Council (NIC). Это известный аналитический центр, обслуживающий интересы всего разведкомплекса США, в который входят 16 независимых агентств . На основе данных, представляемых разведслужбами США, там разрабатываются среднесрочные и долгосрочные прогнозы развития стран, континентов и всего мира.

Цель доклада «Парадоксы прогресса» — представить перспективы развития мирового сообщества на период до 2035 года. Они сведены в три сценария, каждый из который представляет различное сочетание «игры» семи мегатрендов. Заметим, что сами эти тренды были выделены после обсуждения в экспертном сообществе (интервью были проведены с 2500 человек из 35 стран).  Но вряд ли разведчики-аналитики, готовившие этот доклад в 2016 году, предполагали, что   так точно смогут угадают с названием. Ведь новый президент США Дональд Трамп, как никто другой, может претендовать на роль этого самого «Парадокса прогресса».

Так или иначе, главный вывод авторов доклада: ожидаемое будущее будет наполнено конфликтами разного сорта, а перспективы выживания цивилизаций будут определяться умением эти конфликты определять и разрешать. Генератором же будущих конфликтов станут как раз выделенные семь мегатрендов.


Мы представили их на схеме и включили туда основные компоненты упомянутых трендов. В результате получилась карта «основных мировых проблем», формирующих мировое будущее.



I. Богатые стареют, бедные – нет

    Самой быстрорастущей группой населения в мире стали люди старше 60 лет. Обществу необходимо научиться возвращать пожилых людей на работу для того, чтобы компенсировать потерю трудоспособной категории. Лидерами по темпу «потери» работоспособного населения станут Европа и Китай.

    Быстрыми темпами будет расти молодое население в так называемых «хронически молодых странах», которые чаще всего являются самыми бедными и неспособными создать нормальные условия для труда и профессионального образования.

    Отдельная проблема — интеграция в когорту работающих женщин.

    Рост городской цивилизации. Две трети населения мира к 2050 году будет жить в городах. Это потребует радикального пересмотра принципов и уровня социальных услуг в соответствии с новыми потребностями.

II. «Смещение» центров мировой экономики. Неожиданная реальность

    Сокращение количества рабочей силы и производительности труда в крупных государствах будет происходить на фоне высокого долгового бремени, ослабевающего спроса и общественных сомнений относительно положительных итогов глобализации.

    В период с 1989 по 2008 год в результате глобализации произошло сокращение относительной численности двух социальных групп — самых бедных (в Китае и в целом — в Азии) и среднего класса — в развитых странах. Это обязательно скажется в будущем.

    Китай пытается сместить свою экономику с инвестиционной, экспортно-ориентированной модели к потребительской.

    Снижение темпов роста угрожает темпами снижения бедности в странах развивающегося мира.


III. Технологическое ускорение. Углубление пропасти

     Технологии ускоряют прогресс, но они же ведут к увеличению разрывов между победителями и отстающими.

    Ускоренное развитие роботизации и искусственного интеллекта угрожает слишком быстрым переменам для экономики, в результате чего будет закрыт традиционный механизм развития бедных стран по пути индустриализации.

    Прорыв в биотехнологиях (прежде всего в возможностях по редактированию генома) станет революцией в медицине, но в то же время заострит многие проблемы морального характера.

IY. Госуправление усложняется. Спрос растет, предложение сокращается

    Растущая сложность управления вызывается действием нескольких факторов.

    Прежде всего, растут запросы избирателей, которые требуют экономического процветания и национальной безопасности — одновременно.

    А вот возможности самого правительства уменьшаются — из-за стагнирующих доходов государства, растущей атмосферы недоверия и поляризации социальной структуры.

    В итоге растущее число вызовов для государственной власти при фиксированном иди сокращающемся наборе ресурсов ведет к снижению ее эффективности.

    Давление на государство и частичное замещение его функций со стороны НПО, корпораций и просто влиятельных людей растет. Как за счет числа таких игроков, так и за счет увеличения их политического веса.

    Этот вес усиливается технологическими возможностями, которые создают своего рода политический рычаг для такого влияния.

Y. Идейное и идентичное расслоение. «Выделяй и властвуй»

    Национализм как форма популизма будет использоваться в качестве инструмента для консолидации общества. Особенно активно в КНР, России и Турции и других государствах, где лидеры будут стремиться к установлению полного контроля над внутренней политикой.

    Любые внутренние альтернативы таким режимам будут уничтожаться, а система международных отношений представляться как угроза внутреннему миропорядку.

    По сходному сценарию поддержки эксклюзивной идентичности, только в религиозной форме, будут развиваться страны на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

    Религиозная идентичность останется основной социальной связью людей. Ее роль даже усилится в результате роста рождаемости в регионах, где религия играет большую роль.

    В России национальная и религиозная идентичности будут объединяться в целях более полного контроля.

    Исследования, проведенные Pew Research в США, показывают, что сам по себе «фактор религиозности», характеризующий степень религиозности человека, способен более точно предсказывать поведение избирателя, чем аффилированность с той или иной религией. Это означает, что политики будут стремиться к использованию этого рычага для мобилизации своего электората.

YI. Изменение природы конфликта. Новая война нового поколения

    Вероятность возникновения и эскалации разного рода конфликтов (включая межгосударственные) увеличивается. Это объясняется сложными отношениями между крупными государствами, террористическими угрозами и новыми технологиями.

    Новые стратегии, технологии, а также геополитический контекст меняют характер конфликта и виды вооружений, которые используются в нем.

    Будущие конфликты будут нацелены на разрушение объектов инфраструктуры, системы социальных связей, а также государственных функций.

    Цели будущих конфликтов могут включать достижение преимуществ психологического и геополитического характера.

    Возможности вести войну «издалека» расширились и позволяют наносить удаленные атаки не только государствам, но небольшим группам.

    Появление новых продвинутых технологий (особенно в биосфере) существенно снижает порог для возможностей по их приобретению.

    Массовое распространение «серых конфликтных зон», в которых нет четкой границы между миром и войной.

 YII. Климатические изменения, здравоохранение, Эпоха экологического дефицита

    Общественные запросы на ужесточение экологических норм столкнутся с необходимостью их одобрения на международном уровне.

    «Экологическое пробуждение» населения развивающихся стран и «новых» развитых (в особенности Китая).

    Дефицит воды в 2035 году будет испытывать половина населения Земли.

    Усиление глобальных связей приведет к росту инфекционных заболеваний, сложных для быстрого обнаружения и ликвидации очагов.

    Возрастные заболевания и болезни, связанные с образом жизни и питанием будут доминировать.

Автор: Алексей Тихонов 
07.04.2017
http://kz.expert

Комментариев нет:

В 2016 импорт пиломатериалов в Китай вырос на 21%

По данным Международной организации по тропической древесине (ITTO) совокупный объем импорта пиломатериалов в Китай в 2016 г. вырос на 21...