6 февр. 2012 г.

поэтому китайский юань пока мировой валютой не является...




01.02.2012

Шанхай – мировая столица юаня

В течение трех лет китайское правительство намерено увеличить годовой объем торгов в Шанхае более чем в 2,5 раза. Аналитики скептически отнеслись к заявленным срокам и сочли правительственное заявление ответом на развитие офшорного рынка юаня. Сохранение столь жесткого контроля ограничивает функции юаня на международных финансовых рынках.
Шанхай станет ведущим мировым центром по операциям с юанем к 2015 году, заявлено в опубликованном в конце января совместном плане Национальной комиссии по развитию и реформам КНР и муниципальных властей. План предполагает, что путем расширения спектра предоставляемых финансовых услуг Шанхаю удастся увеличить годовой объем торгов за вычетом валютного рынка до 1000 трлн юаней (158 трлн долларов) к указанному сроку. В 2010 году годовой объем торгов за вычетом валютного рынка составил в Шанхае 386,2 трлн юаней, что в десять раз превышает соответствующий показатель 2005 года. Однако, несмотря на столь стремительное развитие, многие эксперты скептически отнеслись к новому плану. «Заявленный темп развития кажется мне несколько завышенным», – заявил Фрэнсис Чун, стратег-аналитик гонконгского подразделения одного из крупнейших французских банков Credit Agricole.
При этом китайские специалисты считают, что Шанхай не будет конкурировать с Гонконгом. «Шанхай – это оншорный центр операций с юанем, а Гонконг – офшорный, поэтому каждый из городов занимает свою нишу, в рамках которой другой не может с ним конкурировать», – приводит China Daily мнение Чон Тай Луна, профессора Института глобальной экономики Китайского университета Гонконга. «Гонконг сохраняет привлекательность для талантливых специалистов финансового сектора и обладает продвинутой юридической системой, которая способна предложить услуги арбитражного суда клиентам со всего мира, в этом отношении Шанхай все еще не способен конкурировать с Гонконгом», – считает профессор. В настоящее время Гонконгская фондовая биржа является третьей в Азии по капитализации после Токийской и Шанхайской. В отчете Всемирного экономического форума Гонконг был назван ведущим мировым финансовым центром, это первый финансовый центр Азии, достигший наивысшего рейтинга на основании целого ряда показателей.
Роль китайской национальной валюты на международных финансовых рынках в последнее время показала тенденцию к росту. Так, в конце декабря прошлого года председатель Государственного совета КНР Вэнь Цзябао и премьер-министр Японии Ёсихито Нода достигли договоренности о содействии использованию в двусторонних расчетах только национальных валют: юаня и иены. Япония является вторым после США торговым партнером Китая. Помимо этого, отдельные страны, в частности Нигерия, начали рассматривать юань как резервную валюту. С 2010 года эмитенты могут размещать в Гонконге облигации в юанях. Лондон и Сингапур предполагают развиваться как центры офшорного рынка китайской валюты. В рамках визита министра финансов Великобритании Джорджа Осборна в Гонконг в январе этого года была достигнута договоренность о создании специального форума для представителей банков с целью расширения сотрудничества сторон по вопросам офшорного рынка юаня. «Объем торговых операций с расчетами в юанях достигнет 1 трлн долларов к 2020 году», – приводит агентство ИТАР-ТАСС оценку лондонского Королевского института международных отношений (Чатем-хаус).
В свете этих событий многие аналитики восприняли намерение китайских властей сделать центром операций с юанем Шанхай как желание усилить контроль над курсом валюты, который в последнее время все в большей степени зависит от ситуации на офшорном рынке. «В этом смысле заявление Национальной комиссии по развитию и реформам опубликовано в очень острый момент и означает, что правительство снова хочет подчеркнуть: последнее слово в определении курса юаня остается за ним», – сообщил трейдер европейского банка в Шанхае агентству Reuters. Между тем, по мнению аналитиков, именно нежелание китайских властей прекратить контролировать юань и сделать его свободно конвертируемой валютой ограничивает возможность его использования на мировом уровне. Многие из них сходятся во мнении, что для этого потребуется изменение всей китайской модели развития, что в ближайшее время невозможно, поэтому китайский юань пока мировой валютой не является. Первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев в своем интервью, опубликованном на сайте «Банки.ру», в ответ на вопрос, какова доля китайского юаня в золотовалютных резервах Российской Федерации, заявил: «Доля китайского юаня – ноль. Потому что китайский юань не является свободно конвертируемой валютой. Вы не можете свободно приобрести юани: Народный банк Китая и Агентство по регулированию инвестиций не дают на это разрешения. Поэтому у нас нулевые инвестиции в юань, как и у всех других центральных банков мира».


Комментариев нет:

В 2016 импорт пиломатериалов в Китай вырос на 21%

По данным Международной организации по тропической древесине (ITTO) совокупный объем импорта пиломатериалов в Китай в 2016 г. вырос на 21...